Возникновение
вышивания, одного из самых массовых
видов народного искусства, относится
к эпохе первобытной культуры и связано
с появлением первого стежка при шитье
одежды из шкур животных.
Вышивкой называется
украшение изделий из различных материалов
орнаментальным узором или сюжетным
изображением выполненными нитками и
другими материалами вручную с помощью
иглы или машинным способом.
Материалом для
вышивки в разное время служили жилы
животных, натуральные или окрашенные
нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти,
волос, а также жемчуг и драгоценные
камни, бусы и бисер, блестки, ракушки,
золотые и медные бляшки, монеты.
Вышивка тесно связана
с бытом, трудом, природой и, таким
образом, всегда отражала художественные
вкусы и представления, выявляла
национальное своеобразие и мастерство
каждого народа.
Переход от каменного
и костяного шила к костяной, а затем
бронзовой и стальной игле способствовал
изобретению и усовершенствованию все
новых и новых способов шитья и вышивания.
Возникнув в глубокой
древности, искусство декоративной
вышивки на протяжении многих веков
сохраняется в убранстве жилища, одежды
и различных предметов 'обихода.
Наиболее древние
вышивки, дошедшие до наших дней, относятся
к VI — V
вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем
Китае на шелковых тканях шелком-сырцом,
волосом, золотыми и серебряными нитями.
Вышивкой украшали не только одежду, но
и ковры и декоративные панно с изображением
деревьев и птиц. Тончайшие вышивки
Китая оказали значительное влияние на
вышивальное искусство Японии.
Разнообразные
вышивки Древней Индии и Ирана
характеризовались множеством растительных
мотивов, изображением животных и
жанровых сцен. Красочные вышивки
Византии, отличавшиеся роскошью
шелкового и золотного шитья, разнообразием
растительных узоров, оказали большое
влияние на развитие вышивального
искусства многих стран западной Европы
в период средневековья, где выработались
свои орнаментальные мотивы, расцветки
и техники исполнения.
В Англии с XIII
в. известна богатая вышивка золотом,
серебром и шелком орнаментальных
мотивов из цветов и переплетающихся
завитков растений. В XVI
— XVII
вв. во Франции, Италии и других европейских
странах широко распространились вышитые
портреты, панно с изображением людей
и животных на фоне пейзажей с замками,
мифологические сюжеты, сцены охоты.
Исключительным богатством вышивальных
техник, разнообразием изображений
растений, животных и птиц на льняных и
шерстяных тканях отличались вышивки
Испании.
С конца XIII
— начала XIV
в. во Франции, Германии, Швеции, Англии,
Дании, Норвегии вышивка начала широко
применяться в народном костюме и для
украшения бытовых предметов. Большое
распространение получила вышивка белая
гладьевая и сквозная с геометрическими
и растительными узорами. В Скандинавских
странах применялась также вышивка
цветной шерстью и золотное шитье.
В нашей стране
вышивка имеет древнюю историю. Ею
украшали одежду, обувь, конскую сбрую,
жилище, предметы быта.
На Алтае в Пазырыкских
курганах хорошо сохранились тканые,
вышитые и украшенные аппликацией кожей,
войлоком, бусами и бисером, золотыми и
металлическими бляшками ковры, седла,
черпаки, одежды и обувь знатных скифов,
изготовленные в VI
— III
вв. до н.э. В европейской части страны
при раскопках старинных курганов
найдены остатки одежды скифов и сарматов,
живших здесь в I
— III
вв., украшенные вышивкой шерстяными,
шелковыми, золотыми и серебряными
нитями.
Одна из первых
вышивальных школ была открыв в Киеве,
в Андреевском монастыре сестрой
Владимира Мономаха княгиней Анной-Янкой,
где молодые девушки обучались мастерству
вышивания шелком, золотыми и серебряными
нитями. На протяжении столетий руками
мастериц создавались пышные растительные
орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных
слоев городского и сельского населения,
в оформлении культового убранства.
Более скромны были вышивки в народном
быту.
До конца XVIII
в. вышивание было занятием любителей,
домашним ремеслом. Со становлением в
стране кустарных промыслов и разнообразных
видов ремесел вышивание стало для
многих мастериц профессией. Развитие
вышивания привело к образованию во
многих районах страны отдельных центров
вышивального искусства со своеобразными
художественными особенностями узоров,
колорита, техникой исполнения, формой
и композиционным решением. В XIX
— начале XX
в. вышивка широко применялась для
украшения народного костюма во всех
уголках нашей страны.
Для русской вышивки
характерны мотивы геометрического и
растительного орнаментов, расположенных
в виде прямых полос, подчеркивающих
край одежды. В красочных орнаментах,
украшавших полотенца и подзоры,
вышивались изображения фантастических
зверей, птиц, растений. Среди русских
вышивок широко известны владимирский
верхошов и мстерская белая гладь,
крестецко-валдайская строчка, калужская
цветная перевить, орловские списы и
бранки, нижегородские гипюры и многие
другие техники.
Давние традиции
украшения одежды и предметов быта
национальной вышивкой сохраняются на
Украине. В каждом регионе — Полесье,
Средней Надднепрянщине, Слобожанщине,
Подолье, Карпатах и Прикарпатье —
прослеживаются местные особенности,
свойственные отдельным областям,
районам, селам.
Строгими узорами
«белым по белому» и пышными растительными
орнаментами украшали одежду, рушники
(полотенца), платки головные и ручные,
скатерти, занавеси и многое другое. На
женских рубахах вышивкой отделываются
рукава, ворот, лиф, манжеты, подол.
Мужские рубахи вышивают по вороту,
вдоль застежки и на концах рукавов.
Техника вышивания очень разнообразна,
как и орнаментальные мотивы в разных
областях республики и отдельных селах.
Как правило, это техника счетной и
свободной глади, белых и цветных мережек,
полукреста и креста, низи — вышивки с
изнаночной стороны и др.
Для вышивки Белоруссии
характерны сочные орнаменты «красным
по белому», мережки, вырезывание, шитье
по сборкам и др.
Декоративны и
красочны вышивки Латвии, Литвы и Эстонии.
В них преобладают геометрические и
растительные мотивы узоров, исполненные
разнообразнейшими техниками: счетной
и свободной гладью, строчкой, полукрестом
и крестом, козликом, тамбуром, мережками
и строчевыми швами «белым по белому»
и др. В женских и мужских праздничных
рубахах вышивкой украшались воротники,
наплечники и обшлага, съемные воротники
к женским рубахам-голошейкам, передники,
головные уборы.
Богаты и изящны
вышивки народов Кавказа. Повсюду
распространена в Грузии вышивка шелком,
шерстью и золотом женских и мужских
рубах, верхней одежды, нагрудников,
косынок, поясов, подушек, настенных
ковров и других изделий. Насчитываются
десятки различных декоративных швов
и в цветочно-растительных орнаментах,
и в строго геометрических: полукрест,
стежка, стебельчатый и тамбурный швы,
узелками, гладь, аппликация.
Тонкостью и мастерством
исполнения отличаются армянские,
вышивки, их орнамент представляет собой
стилизованные, растительные и
геометрические мотивы, выполняемые
различными швами по свободному контуру
и счету нитей ткани. Это гладь, мережка,
плетеночный шов и другие.
В Азербайджане
тамбурными швами цветным шелком по
красному сукну, черному бархату, атласу
и сатину вышивают мотивы орнаментов,
состоящих из завитков, цветов, листьев
и стеблей растений. Украшают ими ковры,
подушки, скатерти, покрывала, безрукавки,
кошельки и другие изделия. Процветало
здесь и золотное шитье, вышивка белой
счетной и цветной свободной гладью,
металлическими блестками.
Многовековую историю
имеют вышивки Средней Азии, известные
с III—VIII
вв., с характерной композицией круга —
символа солнца. Он заполняется
стилизованными, растительными орнаментами
в виде листьев, лепестков, бобов. Здесь
отсутствовали изображения человека и
животных, что запрещалось религией. В
Таджикистане гладьевыми, тамбурными,
петельным, крестообразным швами и
аппликацией украшались сюзане, занавеси,
мешочки для чая, зеркал и расчесок,
тюбетейки, мужские поясные платки,
панно. Для узбекских вышивок характерны
шов «цепочка», гладь вприкреп, полукрест,
аппликация, крест, золотное шитье
Бухары, вышивки бисером. В туркменских
вышивках преобладают гладь вприкреп,
цепочки и стебельчатый шов.
Вышивки Казахстана
и Киргизии отличаются различными
вариантами накладного шитья из войлока,
сукна, кожи; тамбурными и гладьевыми
швами по сукну, бархату, шелку. В узорах
часто встречаются завитки рогов,
стилизованные фигуры животных и реже
— изображение растений.
На Дальнем Востоке
вышивка выполняется шелком по трафарету
из рыбьей кожи, аппликацией из меха,
кожи, сукна. В оформлении одежды и обуви
применяется крупный бисер. У народов
Крайнего Севера распространены вышивка
оленьим мехом по замше и сукну, аппликация
из ткани и кожи с применением бисера.
Вышивки народов
Поволжья — марийская, мордовская,
чувашская — отличаются геометризованными
узорами из растений, животных и птиц,
выполненных в технике гладьевых швов
и накладного шитья, вышивкой бусами,
металлическими бляшками.
Для вышивок Татарии
характерно шитье золотом и бисером по
бархату на различных бытовых предметах
и одежде.
Нас восхищают
прекрасные произведения искусства,
хранящиеся во многих музеях страны,
где проявились самобытность и мастерство,
умелый подбор материала по цвету и
фактуре, рукотворные изящество и
неповторимость узоров и красок,
разнообразие вышивальных техник. В
наше время в вышивании прекрасно
соединились традиционное и современное
творческое начало. Современные мастера
заимствуют из сокровищниц народного
наследия крой и чудесные узоры, используют
как старинные, более сложные, так и
новые — декоративные, более легкие в
исполнении — швы, создавая новые образцы
народного творчества.