Нитки бывают натуральные (из хлопка, шелка, шерсти, льна, конопли и даже крапивы) и искусственные (из химических волокон). Нередко натуральные смешивают с искусственными и получают нитки, совершенно новые по качеству.
При вышивании используются нитки разных
видов, а также ленты, шнурки и даже
полоски кожи. Однако самыми популярными
видами ниток — как в классической, так
и современной вышивке — были и остаются
хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые.
В древности умудрялись вышивать жилами животных, волосом, украшая одежду и предметы быта.
На выбор ниток для вышивания влияют
многие факторы — практические и
декоративные. Некоторые вышивальные
швы требуют определенного вида ниток
или пряжи, так что перед началом работы
всегда выполняйте контрольные стежки
выбранной нитью на ткани-основе. Все
вышивальные нитки можно разделить на
два вида: многопрядные и крученные.
Крученные нитки состоят из очень плотно
свитых прядей нитей или волокон, которые
невозможно разделить, тогда как
многопрядные можно разобрать на
отдельные нити, что позволяет подобрать
для работы нитку нужной толщины.
Хлопчатобумажные.
Хлопчатобумажные вышивальные нитки
(мулине) разных видов и плотности
подходят для вышивки гладью, для работы
со счетными стежками и для филейной
вышивки. Нитки в шестипрядном мотке
очень легко отделяются друг от друга,
что важно для выполнения тонкой вышивки.
В то же время вышивать можно и в шесть
сложений, не разделяя нити. Мулине
средней плотности (мягкие) — это матовые,
средней тяжести крученые нитки, которые
используют для работы на плотных тканях. Perle – двухпрядные нитки
с глянцем, несколько тоньше. Они бывают
разной толщины — от очень тонких до
толстых Cotton a broder — это
более тонкие крученые нитки, которые
используют для тех же целей.
Шерстяные.
Персидская двухпрядная пряжа подходит
для вышивки на канве, так как толщину
нити можно варьировать в зависимости
от размера клеток, используя две, три
или больше нитей.
Тонкая шерстяная пряжа для вышивки
также двухпрядная, одна нить такой
пряжи немного тоньше одной нити
персидской пряжи. Используют для вышивки
герстью на плотных тканях полотняного
переплетения с равным плетением нитей.
Такой пряжей в несколько сложений можно
делать плотные стежки. Либо же использовать
для таких целей шерстяные нитки для
вышивки гобеленов — толстую четырехпрядную
пряжу.
Другие нитки.
Для работы с тонкими тканями лучше
использовать шелковые нитки, которые
бывают и многопрядными, и кручеными. И
хотя подобный материал не дешев, конечный
восхитительный результат не заставит
вас пожалеть о затратах.
Льняные (очень прочные нитки) очень
хороши для выполнения счетной и филейной
вышивки, а также для работы в технике
ришелье.
Синтетические металлизированные
нитки бывают разной плотности, текстуры
и цветов. Прекрасно подходят для
выделения границ мотивов и заполнения
небольших участков фактурной вышивки.
Описание отдельных видов ниток для вышивания.
Cotton a broder. Крученое
мулине, предназначенное для вышивки
на тонких тканях. Лучше не использовать
этот вид ниток для вышивки гладью по
канве или по ткани со свободным
переплетением нитей.
Мягкие нитки мулине. Матовые, объемные
крученные нитки, отлично подходят для
работы на тканях со средним и свободным
переплетением нитей. Они довольно
толстые, поэтому ими покрывают участки
для вышивки.
Perle. Благодаря жемчужному
блеску эти крученые нитки придают
законченной работе элегантность. Ими
работают на тканях со средним и свободным
переплетением нитей и вышивают по
канве.
Разноцветное Perle. Более
тонкий вариант жемчужных ниток мулине
с повторяющимися отрезками, окрашенными
в различные оттенки основного цвета.
Тонкая шерсть. Одной нитью, отделенной
от мотка тонкой пряжи, можно вышивать
на тканях со средним и свободным
плетением нитей. При необходимости
количество нитей можно комбинировать.
Шелк. Тонкая крученая шелковая нить
подходит для большинства видов вышивки
на тонких тканях. Рекомендуем вышивать
подобной нитью в несколько сложений.
Мулине в 6 сложений. Этот вид ниток можно
варьировать по толщине для создания
красивых узоров с легким шелковистым
отблеском в вышивке гладью и свободным
стилем. Один из самых распространенных
видов ниток для вышивки крестом.
Металлизированные нитки. Бывают различной толщины, отличаются
также по степени содержания металлизирующего
компонента. Их можно комбинировать с
гладкими нитками для вышивания для
выделения отдельных участков работы.
Смешанные шелк. Различная толщина
шелковых ниток создает интересную
текстуру вышивки, выполненной на ткани
со свободным переплетением нитей. На
фото показана вышивка с эффектом букле
тонким и толстым шелком.
Проверка окраски ниток для вышивания.
Перед вышиванием все нитки подбирают заранее (приклад). Если среди них окажутся впервые появившиеся в продаже или выдернутые из подсобного материала, то их необходимо проверить на прочность окраски. Для этого есть весьма простой способ: намочите нить, заложите в белую ткань и прогладьте горячим утюгом. Если ткань окрасилась, нитки необходимо дополнительно обработать. Делается это так: нитки, смотанные в мотки, намыльте хозяйственным мылом и залейте крутым кипятком (налейте его побольше, нитки должны свободно плавать в воде).
Постоянно помешивая, чтобы не образовалось пятен, подержите мотки в воде 10-15 минут. После этого прополощите несколько раз в холодной воде и последний раз — в растворе воды с уксусом (на 1 стакан воды — 1 столовая ложка уксуса). Выньте нитки из раствора (его пока не выливайте), отожмите и проверьте прочность окраски. Если нитки все же линяют, попробуйте следующее: добавьте в старый остывший раствор еще уксуса (норма та же), опустите в него мотки и, непрерывно помешивая, доведите до кипения. Кипятите в течение 5-6 минут.
Осталось еще раз проверить окраску на прочность, и если нитки продолжают линять, вышивать ими нельзя: они быстро выцветут, нарушив цветовую гамму узора, и, кроме того, стирать вышитую вещь будет невозможно.
Надо сказать, что до изобретения химических красителей люди пользовались красками, которые получали из листьев, трав, цветов, коры, ботвы и даже хвороста. Некоторые рецепты дошли до нашего времени. В деревнях до сих пор красят листьями березы (зеленовато-желтый цвет), шелухой лука (беж), цветками календулы или ноготков (оранжевый), лепестками васильков (синий), стеблями травы душицы (черный), корой лиственницы или травой (зеленый), желтой кувшинкой (желтый), болотной торфяной грязью (коричневый цвет).
Сохранившиеся старинные вышивки и остатки истлевших, найденных при археологических раскопках, удивляют не только изысканностью и разнообразием цветовой гаммы, но и прочностью окраски: «прожив» долгую жизнь, они всего-навсего только слегка поблекли.
Подсказка. 1. Нить для работы не отрывайте и тем более не откусывайте зубами (испортите зубы): отрезайте ее ножницами не поперек, а под острым углом — такой конец легче вдеть в иглу. Нить отрезают под острым углом
2. Длина рабочей нити не должна быть более 50 см, иначе она путается, лохматится и замедляет темп работы. Кстати, в старину говорили: «Длинная нить — ленивая девка».
3. Подбирайте нити для вышивания при дневном освещении, так как электрический свет искажает цвета, особенно те, где присутствуют желтый и его оттенки. Итак, все нитки для узора подобраны и проверены на прочность окраски — теперь нужно найти подходящую ткань.